Deutschlandfunk (Германия): фильм о казахском голоде разжигает национализм - «Общество» » «Новости Дня»
Novosti-Dny
Опубликовано: 09:18, 12 марта 2019
Общество

Deutschlandfunk (Германия): фильм о казахском голоде разжигает национализм - «Общество»

В 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. Не лучше было и в других регионах Советского Союза. Но сегодня документалист Жанболат Мамай называет это геноцидом казахов, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. Историки критикуют позицию Мамая, и даже сами казахские зрители недовольны: они опасаются конфликтов, пишет «Дойчландфунк».
Deutschlandfunk (Германия): фильм о казахском голоде разжигает национализм - «Общество»
© РИА Новости, Макс Альперт | Перейти в фотобанкВ 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. Не лучше было и в других регионах Советского Союза. Но сегодня документалист Жанболат Мамай называет это геноцидом казахов, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. Историки критикуют позицию Мамая, и даже сами казахские зрители недовольны: они опасаются конфликтов, пишет «Дойчландфунк».

В 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. В том числе из-за того, что советское руководство систематически приказывало забивать скот кочевников. Сегодня документалист называет это геноцидом, тем самым разжигая национализм и ненависть к России.


«Холокост евреев в Европе — 6 миллионов жертв. Голодомор на Украине — более 4 миллионов жертв. Зулмат — голод в Казахстане. За одно десятилетие погибло более 3 миллионов человек».


«Зулмат — великая трагедия» — такое название носит 80-минутный документальный фильм казахского журналиста Жанболата Мамая. Он впервые в кинематографе затрагивает тему голода в Казахстане в 1930-х годах. Главный тезис фильма серьезен: этот голод был геноцидом большевиков против казахского народа. Жертв голода автор сравнивает с жертвами Холокоста.

© CC BY-SA 3.0, Дмитрий Филюшин | Перейти в фотобанкПамятник жертвам голода 1932—1933 гг. в Павлодаре

Эти аргументы для казахского режиссера Жанболата Мамая не имеют значения. Он хочет назвать виновных и добиться признания вины. Свои требования он адресует России: „Россия должна признать геноцид в Казахстане. Это главный посыл фильма. И я уверен, что Россия когда-нибудь принесет извинения и возьмет на себя ответственность за это".


Требование Мамая имеет весьма щекотливый характер. Несмотря на то, что о голоде известно с конца 1980-х годов, эта тема никогда не поднималась в казахской политике. Причина: Казахстан экономически зависит от России. Россия же и спустя 30 лет после обретения Казахстаном независимости все еще видит себя державой-гегемоном. Попытки освободиться, такие как запланированная отмена кириллического письма, в России считают оскорблением.


В Казахстане ощущается угроза войны по украинскому сценарию. Здесь боятся подобных нападений. Немыслимо, чтобы правительство Казахстана в этой напряженной обстановке стало открыто требовать от России признания вины. Поэтому власти пока не прокомментировали фильм.


Постановка казахского мифа о жертвах


Жанболат Мамай совершенно открыто разыгрывает в фильме карту казахского мифа о жертвах. В пафосной манере он в одном из кадров изображает, как казахи оказывали сопротивление большевикам.


«„Лучше мы умрем в бою, чем от голода", — решили казахи и подняли бунт. Из 200 безоружных людей не выжил ни один. Озеро Кара-Куль наполнилось кровью мятежников. Их трупы сбросили в воду, где они и утонули».


Жанболат Мамай отвергает обвинения в стремлении разжечь этнический конфликт между русскими и казахами. Однако он должен понимать, что фильм следует националистическим тенденциям. Из-за этого прежде всего молодая городская аудитория воспринимает его критически. Дильда Кулмагамбетова — искусствовед и занята в одном стартапе. Будучи этнической казашкой, она, как и многие ее друзья, опасается последствий растущего казахского национализма.


«Меня этот фильм напугал, вызвал смешанные чувства. Радость, что об этом заговорили, боль, потому что это история моего народа и мои предки вынуждены были это пережить. Но еще и беспокойство о том, как на это адекватно реагировать, не дай бог, чтобы это переросло в какие-то конфликты».


Экономическое положение Казахстана сейчас далеко не радужное. Тревогу 78-летнего президента страны Нурсултана Назарбаева выдает внезапное отправление в отставку казахского правительства в конце февраля. Тем временем население страны начинает открыто выражать недовольство. Фильм вроде «Зулмата» может подлить масла в огонь. Между тем только в интернете его посмотрели уже более 400 тысяч человек.


© РИА Новости, Макс Альперт | Перейти в фотобанкВ 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. Не лучше было и в других регионах Советского Союза. Но сегодня документалист Жанболат Мамай называет это геноцидом казахов, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. Историки критикуют позицию Мамая, и даже сами казахские зрители недовольны: они опасаются конфликтов, пишет «Дойчландфунк».В 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. В том числе из-за того, что советское руководство систематически приказывало забивать скот кочевников. Сегодня документалист называет это геноцидом, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. «Холокост евреев в Европе — 6 миллионов жертв. Голодомор на Украине — более 4 миллионов жертв. Зулмат — голод в Казахстане. За одно десятилетие погибло более 3 миллионов человек». «Зулмат — великая трагедия» — такое название носит 80-минутный документальный фильм казахского журналиста Жанболата Мамая. Он впервые в кинематографе затрагивает тему голода в Казахстане в 1930-х годах. Главный тезис фильма серьезен: этот голод был геноцидом большевиков против казахского народа. Жертв голода автор сравнивает с жертвами Холокоста.© CC BY-SA 3.0, Дмитрий Филюшин | Перейти в фотобанкПамятник жертвам голода 1932—1933 гг. в Павлодаре Эти аргументы для казахского режиссера Жанболата Мамая не имеют значения. Он хочет назвать виновных и добиться признания вины. Свои требования он адресует России: „Россия должна признать геноцид в Казахстане. Это главный посыл фильма. И я уверен, что Россия когда-нибудь принесет извинения и возьмет на себя ответственность за это". Требование Мамая имеет весьма щекотливый характер. Несмотря на то, что о голоде известно с конца 1980-х годов, эта тема никогда не поднималась в казахской политике. Причина: Казахстан экономически зависит от России. Россия же и спустя 30 лет после обретения Казахстаном независимости все еще видит себя державой-гегемоном. Попытки освободиться, такие как запланированная отмена кириллического письма, в России считают оскорблением. В Казахстане ощущается угроза войны по украинскому сценарию. Здесь боятся подобных нападений. Немыслимо, чтобы правительство Казахстана в этой напряженной обстановке стало открыто требовать от России признания вины. Поэтому власти пока не прокомментировали фильм. Постановка казахского мифа о жертвах Жанболат Мамай совершенно открыто разыгрывает в фильме карту казахского мифа о жертвах. В пафосной манере он в одном из кадров изображает, как казахи оказывали сопротивление большевикам. «„Лучше мы умрем в бою, чем от голода", — решили казахи и подняли бунт. Из 200 безоружных людей не выжил ни один. Озеро Кара-Куль наполнилось кровью мятежников. Их трупы сбросили в воду, где они и утонули». Жанболат Мамай отвергает обвинения в стремлении разжечь этнический конфликт между русскими и казахами. Однако он должен понимать, что фильм следует националистическим тенденциям. Из-за этого прежде всего молодая городская аудитория воспринимает его критически. Дильда Кулмагамбетова — искусствовед и занята в одном стартапе. Будучи этнической казашкой, она, как и многие ее друзья, опасается последствий растущего казахского национализма. «Меня этот фильм напугал, вызвал смешанные чувства. Радость, что об этом заговорили, боль, потому что это история моего народа и мои предки вынуждены были это пережить. Но еще и беспокойство о том, как на это адекватно реагировать, не дай бог, чтобы это переросло в какие-то конфликты». Экономическое положение Казахстана сейчас далеко не радужное. Тревогу 78-летнего президента страны Нурсултана Назарбаева выдает внезапное отправление в отставку казахского правительства в конце февраля. Тем временем население страны начинает открыто выражать недовольство. Фильм вроде «Зулмата» может подлить масла в огонь. Между тем только в интернете его посмотрели уже более 400 тысяч человек.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика