Последний солдат «финской армии» Сталина, столетний Вальфред Андерсон: «Нам говорили, что мы пройдем парадным маршем через Хельсинки и вернемся домой» (Ilta-Sanomat, Финляндия) - «Общество» » «Новости Дня»
Последний солдат «финской армии» Сталина, столетний Вальфред Андерсон: «Нам говорили, что мы пройдем парадным маршем через Хельсинки и вернемся домой» (Ilta-Sanomat, Финляндия) - «Общество»
В общине Тюрнявя, что недалеко с Хельсинки, стоит морозный день. Во дворе идиллического вида двухквартирного коттеджа внешне спокойно, но в одной из квартир проходит настоящая «мобилизация».
Столетний Вальфред Андерсон выздоравливает после сильного воспаления легких, из-за которого мужчина попал в больницу на несколько недель. После выписки Андерсон начал заниматься спортом в четырех стенах.
«Ну-ка, посмотрим… Сегодня я сделал уже больше трех тысяч шагов. Часто удается пройти даже шесть тысяч», — усмехается Андерсон и достает из кармана шагомер.
В 1968 году Андерсон впервые побывал на родине своего отца в Финляндии. В следующей поездке в 1970 году приняла участие и дочь Элви. Организовать поездку было тяжело, потому что власти Советского Союза по-прежнему относились к гражданам с финскими корнями с подозрением — как и к их поездкам на родину.
После поездки в Финляндию Андерсон был вызван на допрос в КГБ. Офицер хотел знать, что в Финляндии было по-другому, что запомнилось и пришлось ли Андерсону подписывать какие-нибудь документы.
«Я сказал, что мне пришлось подписать много документов, чтобы решить визовые вопросы. Что касается Финляндии, я сказал, что там много улыбающихся людей. Мне нечего было скрывать, и он ничего больше у меня и не спрашивал».
Когда Советский Союз распался, у семьи появилась надежда на возвращение в Финляндию. Впервые этот вопрос был официально поднят еще в 1993 году, но семья смогла переехать только в 1998 году. Были бюрократические проблемы, поскольку семья не относилась к ингерманландцам, которых принимала Финляндия, а об американских финнах нигде речи не было.
Российские власти не хотели помогать и гоняли семью от одного кабинета к другому. Элви Андерсон сказали, что она может покинуть Россию только в том случае, если кто-нибудь в Финляндии согласится подписать документ о том, что обязуется взять все расходы семьи на себя.
В конце концов, семья смогла обойти очередь ингерманландцев и приехать в финскую общину Тюрнявя. Отсюда в свое время отец Вальфреда отправился в свое путешествие по Америке и Советскому Союзу. В организации переезда принимали участие многие родственники семьи и нынешний депутат Тапани Тёлли (Tapani T?lli), который был в те годы руководителем общины Тюрнявя.
Жизнь в Финляндии Андерсону нравится, дочь Элви тоже довольна. Сын дочери сейчас живет в Финляндии, а тяжелобольная мать Эйла скончалась всего через три месяца после переезда в Финляндию.
Прожитая жизнь помогает Андерсону взглянуть на нынешние действия России по-своему. О курсе России у Андерсона довольно откровенная позиция. Вечерами Андерсон читает новости о событиях в России, однако в качестве источника он использует не государственные российские СМИ, а сайт Kasparov.ru, финансируемый переехавшим в Америку шахматистом Гарри Каспаровым.
«Информация Каспарова более правдива, чем у Путина», — обосновывает свой выбор Андерсон.
Он внимательно следит за войной на Украине и за случаями отравления, связанными с Россией.
Создание «народных республик» на востоке Украины — один из тех инструментов Москвы, с которыми Андерсон очень хорошо знаком по опыту своей собственной жизни.
«Россия хочет вернуть себе Украину. Раньше она была под контролем России, хотя тогда говорили о Советском Союзе. Речь идет именно об этом».
Андерсон лелеет одну мечту, хотя и кажется, что она никогда не сбудется. Он тем не менее не боится произнести ее вслух.
«Я жду, когда Путин получит свой приговор. Конечно, он очень хитрый человек. И я не знаю, проживет ли он так долго и проживу ли я так долго».
«Финская народная армия», созданная Иосифом Сталиным, появилась, согласно официальному заявлению, в начале декабря 1939 года. В это же время в захваченном у Финляндии Терийоки было сформировано пропагандистское правительство Отто Вилле Куусинена.
Утверждается, что в армии числилось 25 тысяч солдат, однако, как заявляет Такала, на самом деле речь шла примерно о 18 тысячах человек. Командующим армии был министр обороны марионеточного правительства Куусинена Аксели Анттила (Akseli Anttila).
Известно, что солдаты «Финской народной армии» принимали очень мало участия в сражениях Зимней войны.
«Их сознательно оберегали от участия в сражениях, чтобы они были готовы попасть в конце войны в Финляндию», — рассказывает Такала.
Солдаты «Финской народной армии» все же принимали участие в захвате Выборга в марте 1940 года и в сражениях на острове Лункусаари, выполняли задачи по разведке и саботажу. Выборг захватить не удалось, и город перешел к Советскому Союзу по результатам Московского мирного договора, а солдатам «Финской народной армии» была уготована роль контроля и патрулирования в опустошенном городе.
В конце ожидаемой оккупации в ходе Зимней войны «Финская народная армия» должна была взять командование в Финляндии под свой контроль.
«Первым полкам Финской народной армии уготована честь внести в столицу флаг Финской демократической республики и поднять его на крышу президентского дворца на радость рабочим и к ужасу врагов народа», — значилось в документе об основании «Финской народной армии», согласно номеру «Правды» от первого декабря.
Для достоверности армия должна была быть максимально финской, так что в нее набрали представителей живущих в Советском Союзе народов с финскими корнями, приехавших из Финляндии перебежчиков и их детей.
Проблемой стало то, что многие граждане с финскими корнями погибли в 1936-1938 годы в ходе репрессий Сталина или были арестованы. Нужное количество нельзя было набрать, даже выпустив из тюрьмы заключенных. Поэтому в «Финскую народную армию» активно вербовали русских, украинцев, грузин и представителей других национальностей Советского Союза.
Высшее командование армии состояло из русских, а солдатами были люди с финскими корнями. Русские командующие учили финский, и их фамилии изменяли на финский манер. Например, Егоров становился Аалто, Романов превращался в Райкаса, а Терёшкин — в Тервонена.
«Так появилась шутка: на войне были как финские мины, так и минские финны», — рассказала Такала.
Также намеревались привлечь финнов с территорий, которые Советский Союз захватил бы в ходе войны. Этот план реализовать не удалось, поскольку Финляндия очень оперативно эвакуировала свое гражданское население.
Когда с официальной Финляндией был заключен мир, «Финская народная армия» утратила свое значение, и многие ее солдаты были переведены в Красную армию без особых благодарностей за пропагандистскую службу.