Долго ли еще «течь» «Волге» в Беларуси? - «Авто новости»
В 2021 году истекает срок аренды земельных участков, на которых в Республике Беларусь размещаются российские военные объекты – РЛС предупреждения о ракетном нападении «Волга» под Ганцевичами и 43-го узла связи ВМФ РФ под Вилейкой.
РЛС «Волга» способна обнаруживать баллистические ракеты в полете, а также космические объекты, идентифицировать их и отслеживать траекторию, рассчитывая точки старта и падения на дальности до 4800 км. Помимо территории Западной Европы, станция контролирует районы патрулирования подлодок НАТО в Северной Атлантике и Норвежском море.
474-й отдельный радиотехнический узел (ОРТУ «Ганцевичи», «Клецк–2», в/ч 03522), на котором размещена РЛС «Волга» (единственная такого типа), находится в Беларуси 48 км юго-восточнее города Барановичи, 8 км северо-восточнее города Ганцевичи. Объект входит в структуру Космических войск. Сигнал о пуске баллистической ракеты поступает из белорусских лесов на центральный командный пункт в Подмосковье менее чем за 15 секунд.
Наличие данных объектов на территории страны некоторые оценивают как угрозу безопасности, другие, наоборот, как дополнительный гарант. Однозначного ответа – нет, но если данные РЛС и узел связи поспособствуют сохранению мира, то пускай размещаются еще ни один год.
Вместе с тем большинство аналитиков склоняются к такому развитию событий, что российский военный контингент в том или ином виде все же будет находиться на территории Беларуси.
И как отмечал Александр Лукашенко, Беларуси абсолютно не нужны, например, авианосцы, стратегические бомбардировщики и иная подобная техника, которая используется далеко за пределами страны. «Нам нужно то оружие, которое мы будем использовать исключительно для обороны, исключительно на нашей территории и для нанесения тем, кто захочет с нами воевать, неприемлемого ущерба», – отметил Президент.
Беларусь не брала, и впредь не будет брать деньги за размещенные российские военные объекты, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ, 1 марта.
6 января 1995 года на основании российско-белорусского соглашения ОРТУ «Ганцевичи» и узел связи ВМФ «Вилейка» вместе с земельными участками были переданы России на 25 лет без взимания всех видов налогов и оплат.
«Мы с вас копейки и впредь не возьмем, даже если вы налоговый маневр не отрегулируете, пусть будут у вас эти деньги. Но за базы мы с вас копейки не возьмем, потому что это общая наша безопасность», — сказал Александр Лукашенко.
Об оплате не может быть и речи
Правда, при этом он оговорился, что в ответ на этот жест доброй воли не прочь был бы получить безвозмездную (или по сходной цене) помощь России в модернизации белорусской армии, напоминает белорусский военный эксперт Александр Алесин.
«Но когда у нас вышли из строя некоторые типы вооружения и я вашим начальникам говорю: «Слушайте, надо плечо подставить», (они) говорят: это так дорого, Александр Григорьевич, это так дорого, это невозможно. Ну, с намеком – надо купить. На что я где-то почти публично сказал: вы что хотите, чтобы я купил у вас автомат Калашникова для того, чтобы вас защищать? Ну есть у вас возможностей больше, поддержите сейчас белорусскую армию. В конце концов, приняли решение – будем покупать, что поделаешь».
Но уже вскоре после этого за саму постановку такого вопроса ответил российский посол в Беларуси Михаил Бабич. «Когда заходит разговор об этих объектах, необходимо понимать то, что на них решаются задачи в интересах системы предупреждения о ракетном нападении и другие вопросы стратегической безопасности не только России, но и ее военного союзника – Беларуси. И на обеспечение этой совместной безопасности Россия тратит гигантские средства исключительно из своего бюджета. В такой ситуации вопрос об оплате за аренду от военного союзника выглядит достаточно странно», – отметил представитель РФ.
Исходя из вышеизложенного, следует признать, что при таком раскладе Минску больше не удастся использовать вопрос военных объектов в качестве весомого аргумента в перманентном торге с Москвой. И сохранение российских военных объектов на белорусской территории становится своеобразным свидетельством лояльности Беларуси своему то ли союзнику, то ли старшему партнеру.
Между тем, как полагает ряд экспертов, претензии белорусской стороны на компенсацию были бы вполне правомерны. Особенно после того как фактически ликвидирован Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и они вновь не сегодня-завтра поступят на вооружение США. А так как именно для противостояния оружию этих классов и была создана радиолокационная станция (РЛС) «Волга», то ее цена сегодня существенно выше, чем вчера.
Хотя еще недавно многие российские эксперты безапелляционно заявляли, что по мере ввода в строй новых РЛС серии «Воронеж» на территории России узлы Системы предупреждения о ракетном нападения (СПРН) советской постройки, расположенные вне ее (и «Волга» в том числе), полностью потеряют свое значение для российской ПРО и будут ликвидированы.
Позади Москва
На данный момент РЛС «Волга» выступает в роли передового рубежа системы противоракетной обороны Москвы, носящей индекс А-135. Предназначена для защиты Московского региона и прилегающих областей от ядерного удара с использованием межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.
Но А-135 значима не только как таковая. Изюминка в том, что она де-факто представляет собой реальный центр российской сети СПРН. На ее командно-вычислительный пункт поступает информация от всех ныне действующих узлов российской системы предупреждения о ракетном нападении.
И в том числе от расположенного на западном ракетоопасном направлении узла «Барановичи» (объект «Волга»). Эти исходные данные вкупе с полученными от собственной РЛС «Дон-2Н» в случае необходимости будут использованы ПРО Москвы для отражения ракетного нападения с Западного стратегического направления.
По мере того как в России рос объем средств, выделяемых на оборону (в том числе и противоракетную), в российском ВПК происходили серьезные подвижки в создании нового поколения радиолокационных станций обнаружения типа «Воронеж» на современной элементной базе, призванных заменить РЛС проектов «Днепр» и «Дарьял».
Ввод в строй целой серии подобных станций позволил Москве на сегодняшний день практически полностью ликвидировать зависимость от объектов СПРН, находящихся за пределами России. В частности, от станции «Дарьял» в Азербайджане (Габала) и станции «Днепр», находящейся на территории Украины в районе Мукачево.
Узел СПРН «Волга», по сравнению с радарами в Азербайджане и Украине, является гораздо более технически совершенным и запущен в эксплуатацию относительно недавно. На нем (единственном из спроектированных в советское время) применена полная цифровая обработка сигналов. А посему, согласно заявлениям Минобороны России, по техническим показателям срок эксплуатации объекта «Барановичи» может составить не одно десятилетие.
Но принимая решение о сохранении узла СПРН «Барановичи» военно-политическое руководств России вряд ли принимало во внимание соображения только военной целесообразности.
В этом плане заслуживает внимания мнение первого вице-президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук Константина Сивкова. Который считает, что уход российских военных с позиций в странах ближнего зарубежья означает их уступку американцам. При условии сохранения стратегических партнерских отношений с соседями Россия не должна покидать ни одного объекта, расположенного за рубежом.
Следующая похожая новость...