Польша наша: как массовый приезд украинцев изменил соседнюю страну (Європейська правда, Украина) - «Общество» » «Новости Дня»
Edgarpo
Опубликовано: 12:33, 20 июня 2019
Общество

Польша наша: как массовый приезд украинцев изменил соседнюю страну (Європейська правда, Украина) - «Общество»

В 2014 году в результате экономического кризиса многие украинцы стали искать работу за границей. Соседняя Польша с понятным языком, либеральным миграционным законодательством и зарплатами в 5-6 раз выше, чем на родине, идеально отвечала их запросам. Сегодня, пишет автор, практически в каждой польской школе учатся украинские дети, в автобусах и на улицах постоянно звучат украинский и русский языки — или польский, но с характерным акцентом.
Польша наша: как массовый приезд украинцев изменил соседнюю страну (Європейська правда, Украина) - «Общество»
© AP Photo, Joerg SarbachВ 2014 году в результате экономического кризиса многие украинцы стали искать работу за границей. Соседняя Польша с понятным языком, либеральным миграционным законодательством и зарплатами в 5-6 раз выше, чем на родине, идеально отвечала их запросам. Сегодня, пишет автор, практически в каждой польской школе учатся украинские дети, в автобусах и на улицах постоянно звучат украинский и русский языки — или польский, но с характерным акцентом.

Варшава — Трагические события Второй мировой войны и последующее изменение границ превратили Польшу в одно из самых мононациональных государств Европы. Даже после вступления в Евросоюз в 2004 году на улицах польских городов редко можно было услышать иностранную речь. В школах учились поляки, в офисах работали поляки. Лишь иногда на улицах городов можно было встретить приезжих: строителей, нянь или заблудившихся англоязычных туристов.


Ситуация начала стремительно меняться в 2014 году: экономический кризис, последовавший за аннексией Крыма и началом войны на Донбассе, заставил многих украинцев искать работу за границей. Соседняя Польша с понятным языком, либеральным миграционным законодательством и зарплатами в 5-6 раз выше, чем на родине, идеально отвечала их запросам.


Сегодня практически в каждой польской школе учатся украинские дети, в автобусах и на улицах постоянно звучат украинский и русский языки — или польский, но с характерным «всходним» акцентом.


Если сначала поляки воспринимали украинцев как дешевую, но временную рабочую силу, то сегодня у экономистов нет сомнений — без трудовых мигрантов с востока бизнес пришел бы в упадок. По оценкам Нацбанка Польши, украинские кадры обеспечивают 0,3-0,9% роста ВВП.


Политики, за исключением ультраправых, дискутируют о том, как увеличить миграцию из Украины.


Миллион? А может два?


Посчитать украинцев в Польше непросто: миграция между соседними странами носит преимущественно кратковременный характер. Впечатляющая цифра 2-2,5 миллиона, которую часто приводит польское правительство, основывается на данных о временном и сезонном трудоустройстве, то есть о людях, которые приезжают на несколько месяцев поработать, но потом возвращаются домой. И таких, как показывают соцопросы, среди мигрантов 70-80%.


Более точно оценить количество реально проживающих в Польше украинцев можно по выданным видам на жительство. За последние годы их число выросло почти до 200 тысяч человек.


По оценкам Национального банка, в этом году на польском рынке труда одновременно работает около 800-900 тысяч украинцев, среди которых 30% — на постоянной основе, а остальные сменяются в течении года, что в сумме и дает цифру более 1,5 миллиона.


На помощь статистике приходят высокие технологии. В январе 2019 года фирма Selectivv посчитала, сколько владельцев смартфонов с польскими симками пользуются интерфейсом на украинском или русском языке и хотя бы раз в году пересекают польско-украинскую границу. Таких оказалось 1,27 миллиона — эту цифру Selectivv подает как самые точные данные о количестве украинцев в Польше.


Если в 2015-2016 годах правящая партия «Право и справедливость» предпочитала говорить об украинцах как о беженцах, которым Польша оказывает помощь, то теперь власть называет их рабочими и высоко оценивает их вклад в налоговую и пенсионную систему страны.


Самим же мигрантам с востока все больше хочется получить свое представительство в органах власти.


На последних выборах в Европарламент в числе кандидатов было четверо украинцев, получивших польский паспорт. Интересно, что двое из них выдвигались от левой партии «Весна», а двое — от ультраправой «Конфедерации».


В борьбе за нового клиента


Среднестатистический украинский мигрант сегодня — это мужчина в возрасте 25-34 лет, с высшим или неоконченным высшим образованием, приехавший из небольшого города в центре или на западе страны; он живет в столичном Мазовецком, Малопольском или Нижнесилезском воеводстве и работает в сельском хозяйстве, на предприятии или на стройке.


Зарабатывает он столько же, сколько и поляки на аналогичной должности — 650-800 долларов «чистыми», а нередко и больше. Какую-то сумму он пересылает семье, но значительную часть тратит на месте — суммарно это дает миллиарды, за которые и борется польский бизнес.


Первыми были банки: сначала они запустили сетевую рекламу услуг на украинском, затем наняли украиноязычных консультантов в отделения. К финансам быстро подключился сектор сотовой связи: сегодня все польские мобильные операторы предлагают специальные пакеты звонков в Украину, а некоторые сети (например Plus), приглашают украинских знаменитостей рекламировать свои услуги.


Не остаются в стороне и польские вузы: они нанимают украиноязычных сотрудников, открывают информационные пункты в украинских городах. На фоне сокращения общего числа студентов в Польше зачастую именно иностранцы помогают вузу сохранить евросоюзные дотации — в некоторых учебных заведениях украинцы составляют более половины учащихся.


В последнее время «украинизация» затронула и сферу развлечений. Популярная сеть кинотеатров «Helios» теперь показывает кино с украинскими субтитрами — специальные сеансы «Мстителей» или «Фантастических тварей» собирают аншлаги. Все больше польских городов дублирует по-украински информационные таблицы, а в автоматах по продаже билетов рядом с флагами Британии, Германии и России появляется желто-голубой.


Повесть о лучшей жизни


Неудивительно, что на все большее присутствие украинцев в публичном пространстве реагирует польская поп-культура. И речь идет не только о растущем количестве песен украинских исполнителей в эфире радиостанций, но и о телевидении.


Годами украинцы появлялись лишь в эпизодах второсортных детективных сериалов как темные личности из криминального мира, а украинки — как невесты-аферистки. Но потом тренд изменился. В 2015 году государственный телеканал TVP в прайм-тайм запустил сериал «Девушки из Львова» — историю четырех подруг, которые уехали из Украины, чтобы начать жизнь с нуля в Польше.


Судьбы героинь сложились очень удачно: благодаря доброте и целеустремленности девушки завоевали место под солнцем в новой стране. Первые два сезона оказались самыми успешными проектами канала, каждую серию смотрело более 1 миллиона зрителей.


Популярностью среди поляков пользуются и украинские видеоблогеры, которые в ироничной манере описывают свои первые шаги в новой стране. Один из них, Дима Гарбовский, недавно издал книгу «Поляк из Украины» — после этого в польском сегменте интернета неделю обсуждали, что, оказывается, украинцы, как и поляки, хранят пластиковые пакеты в специальном пластиковом пакете.


Массовая миграция украинцев — это история не только про работу, но и про любовь. Поляки в последние годы все чаще вступают в брак с иностранцами.


Если в 2012 году на территории Польши было зарегистрировано около 500 польско-украинских пар, то уже в 2016 — более 1100. Для сравнения, на втором месте британцы (около 700 союзов), и немцы (менее 400). Правда, эту статистику делают в основном поляки, которые берут замуж украинок. Польки же уверенно смотрят на запад.



© AP Photo, Joerg SarbachВ 2014 году в результате экономического кризиса многие украинцы стали искать работу за границей. Соседняя Польша с понятным языком, либеральным миграционным законодательством и зарплатами в 5-6 раз выше, чем на родине, идеально отвечала их запросам. Сегодня, пишет автор, практически в каждой польской школе учатся украинские дети, в автобусах и на улицах постоянно звучат украинский и русский языки — или польский, но с характерным акцентом. Варшава — Трагические события Второй мировой войны и последующее изменение границ превратили Польшу в одно из самых мононациональных государств Европы. Даже после вступления в Евросоюз в 2004 году на улицах польских городов редко можно было услышать иностранную речь. В школах учились поляки, в офисах работали поляки. Лишь иногда на улицах городов можно было встретить приезжих: строителей, нянь или заблудившихся англоязычных туристов. Ситуация начала стремительно меняться в 2014 году: экономический кризис, последовавший за аннексией Крыма и началом войны на Донбассе, заставил многих украинцев искать работу за границей. Соседняя Польша с понятным языком, либеральным миграционным законодательством и зарплатами в 5-6 раз выше, чем на родине, идеально отвечала их запросам. Сегодня практически в каждой польской школе учатся украинские дети, в автобусах и на улицах постоянно звучат украинский и русский языки — или польский, но с характерным «всходним» акцентом. Если сначала поляки воспринимали украинцев как дешевую, но временную рабочую силу, то сегодня у экономистов нет сомнений — без трудовых мигрантов с востока бизнес пришел бы в упадок. По оценкам Нацбанка Польши, украинские кадры обеспечивают 0,3-0,9% роста ВВП. Политики, за исключением ультраправых, дискутируют о том, как увеличить миграцию из Украины. Миллион? А может два? Посчитать украинцев в Польше непросто: миграция между соседними странами носит преимущественно кратковременный характер. Впечатляющая цифра 2-2,5 миллиона, которую часто приводит польское правительство, основывается на данных о временном и сезонном трудоустройстве, то есть о людях, которые приезжают на несколько месяцев поработать, но потом возвращаются домой. И таких, как показывают соцопросы, среди мигрантов 70-80%. Более точно оценить количество реально проживающих в Польше украинцев можно по выданным видам на жительство. За последние годы их число выросло почти до 200 тысяч человек. По оценкам Национального банка, в этом году на польском рынке труда одновременно работает около 800-900 тысяч украинцев, среди которых 30% — на постоянной основе, а остальные сменяются в течении года, что в сумме и дает цифру более 1,5 миллиона. На помощь статистике приходят высокие технологии. В январе 2019 года фирма Selectivv посчитала, сколько владельцев смартфонов с польскими симками пользуются интерфейсом на украинском или русском языке и хотя бы раз в году пересекают польско-украинскую границу. Таких оказалось 1,27 миллиона — эту цифру Selectivv подает как самые точные данные о количестве украинцев в Польше. Если в 2015-2016 годах правящая партия «Право и справедливость» предпочитала говорить об украинцах как о беженцах, которым Польша оказывает помощь, то теперь власть называет их рабочими и высоко оценивает их вклад в налоговую и пенсионную систему страны. Самим же мигрантам с востока все больше хочется получить свое представительство в органах власти. На последних выборах в Европарламент в числе кандидатов было четверо украинцев, получивших польский паспорт. Интересно, что двое из них выдвигались от левой партии «Весна», а двое — от ультраправой «Конфедерации». В борьбе за нового клиента Среднестатистический украинский мигрант сегодня — это мужчина в возрасте 25-34 лет, с высшим или неоконченным высшим образованием, приехавший из небольшого города в центре или на западе страны; он живет в столичном Мазовецком, Малопольском или Нижнесилезском воеводстве и работает в сельском хозяйстве, на предприятии или на стройке. Зарабатывает он столько же, сколько и поляки на аналогичной должности — 650-800 долларов «чистыми», а нередко и больше. Какую-то сумму он пересылает семье, но значительную часть тратит на месте — суммарно это дает миллиарды, за которые и борется польский бизнес. Первыми были банки: сначала они запустили сетевую рекламу услуг на украинском, затем наняли украиноязычных консультантов в отделения. К финансам быстро подключился сектор сотовой связи: сегодня все польские мобильные операторы предлагают специальные пакеты звонков в Украину, а некоторые сети (например Plus), приглашают украинских знаменитостей рекламировать свои услуги. Не остаются в стороне и польские вузы: они нанимают украиноязычных сотрудников, открывают информационные пункты в украинских городах. На фоне сокращения общего числа студентов в Польше зачастую именно иностранцы помогают вузу сохранить евросоюзные дотации — в некоторых учебных заведениях украинцы составляют более половины учащихся. В последнее время «украинизация» затронула и сферу развлечений. Популярная сеть кинотеатров «Helios» теперь показывает кино с украинскими субтитрами — специальные сеансы «Мстителей» или «Фантастических тварей» собирают аншлаги. Все больше польских городов дублирует по-украински информационные таблицы, а в автоматах по продаже билетов рядом с флагами Британии, Германии и России появляется желто-голубой. Повесть о лучшей жизни Неудивительно, что на все большее присутствие украинцев в публичном пространстве реагирует польская поп-культура. И речь идет не только о растущем количестве песен украинских исполнителей в эфире радиостанций, но и о телевидении. Годами украинцы появлялись лишь в эпизодах второсортных детективных сериалов как темные личности из криминального мира, а украинки — как невесты-аферистки. Но потом тренд изменился. В 2015 году государственный телеканал TVP в прайм-тайм запустил сериал «Девушки из Львова» — историю четырех подруг, которые уехали из Украины, чтобы начать жизнь с нуля в Польше. Судьбы героинь сложились очень удачно: благодаря доброте и целеустремленности девушки завоевали место под солнцем в новой стране. Первые два сезона оказались самыми успешными проектами канала, каждую серию смотрело более 1 миллиона зрителей. Популярностью среди поляков пользуются и украинские видеоблогеры, которые в ироничной манере описывают свои первые шаги в новой стране. Один из них, Дима Гарбовский, недавно издал книгу «Поляк из Украины» — после этого в польском сегменте интернета неделю обсуждали, что, оказывается, украинцы, как и поляки, хранят пластиковые пакеты в специальном пластиковом пакете. Массовая миграция украинцев — это история не только про работу, но и про любовь. Поляки в последние годы все чаще вступают в брак с иностранцами. Если в 2012 году на территории Польши было зарегистрировано около 500 польско-украинских пар, то уже в 2016 — более 1100. Для сравнения, на втором месте британцы (около 700 союзов), и немцы (менее 400). Правда, эту статистику делают в основном поляки, которые берут замуж украинок. Польки же уверенно смотрят на запад.

Следующая похожая новость...
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика