Что для русских «Борей», то американцам Годзилла - «Новости Дня»
«Хищник медленно поднимается из глубин Мексиканского залива, как Годзилла, но ещё более разрушительный и смертоносный». Таким образом американский портал с характерным названием «Мы могучие» (We Are The Mighty) описывал, как русский подводный крейсер типа «Борей» будет убивать Америку.
Ещё бы «хищнику» не быть разрушительным и смертоносным, когда один только «Юрий Долгорукий» способен выпалить по США 16 ракетами «Булава» с 10 термоядерными разделяющимися боевыми частями индивидуального наведения на каждую. А каждая РГЧ ИН — по 150 килотонн.
В общем, «Могучие» довольно уныло оценивают свои перспективы в этом случае:
«Сотни тысяч людей погибнут, десятки американских ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет будут уничтожены, ограничивая наши возможности реагирования. И всё это только с одной вражеской подводной лодкой.»
В принципе, это и так ясно и очевидно, но вернуться к публикации американского портала заставило видео ходовых испытаний подводного ракетоносца типа «Борей», проведённых как раз на День подводника, 19 марта. Зрелище реально завораживающее: когда крейсер всей своей мощью продавливает волнующиеся пласты воды, какая-то пугливая гордость охватывает за всё человечество. Надо же, какой энергетикой овладел человек, даже если не венчает эту силу красивый ядерный гриб над Вашингтоном!
Неясно было из кадров, предоставленных министерством обороны, какой именно из «Бореев» был задействован в видеоролике. В настоящий момент в составе флота три таких подлодки. Но не будет, видимо, слишком большой ошибкой предположить, что общественности был показан ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-549 «Князь Владимир» усовершенствованного проекта 955A. Он как раз с ноября 2018 года проходит заводские ходовые испытания. В нынешнем году его планируют передать в состав Северного флота.
Всего же таких кораблей должно быть построено не меньше восьми единиц. Есть планы на большее число, но официальные заявления по этому поводу несколько, мягко говоря, противоречивы. Однако пять кораблей в дополнение к трём действующим хотя бы заложены и находятся в разных стадиях постройки.
Программа строительства флота
Это не единственная неопределённость с озвучиваемыми планами строительства российского военного флота. И, судя по всему, дело не столько в том, что меру точности озвучиваемого определяют военные, любящие секретность на уровне… Нет, женщин они всё же любят больше, но секретность — тоже в топе. Дело, похоже, в том, что сами отечественные флотские программы несколько расплывчаты изначально, имеют стойкую тенденцию к неполному исполнению да к тому же часто перевёрстываются уже на ходу.
Однако после разборки планов развития ВМС США до 2049 года есть смысл познакомиться и с российской «Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 г.».
В общем и целом эта программа провозглашает, что «в интересах обороны и безопасности государства российскими предприятиями осуществляется строительство:
— атомных и неатомных подводных лодок;
— многоцелевых кораблей (корветов и фрегатов);
— сторожевых и пограничных кораблей;
— десантных кораблей;
— ракетных кораблей;
— кораблей противоминной обороны (тральщиков);
— различных специальных судов, аппаратов и судов обеспечения».
Логично и интересно, пожалуй, лишь расстановкой приоритетов, в которых главными остаются «Бореи», «Ясени» и другие подводные крейсера и охотники. При этом отдельно подчёркивается, что «в надводном кораблестроении приоритет отдаётся созданию кораблей «москитного флота» (корабли малого водоизмещения, предназначенные для ведения боевых действий в прибрежных районах)».
Об этом тоже мы не раз писали — абсолютно оправданная мера, когда у государства не хватает денег, зато есть «Калибры», которые могут вылетать в гости к супостату хоть из речного затона, пугая рыбу и заставляя рыбаков осушить внеплановую порцию согревающего средства.
Но это не стратегия. Это в какой-то мере тактика ведения боевых действий, когда они уже ведутся. Стратегически же флот — давно уже не средство вооружённой борьбы, а проекция силы и воли государства на интересующие его пределы. Примерно как «Юрий Долгорукий» уже сейчас туманит взгляд «самых могучих» на Мексиканский залив. Или (вообще из реальности пример) когда в Москве, Петербурге и Мурманске синхронно издевательски хмыкают, когда слышат американские угрозы провести свой конвой по Северному морскому пути. Потому что Севморпуть находится в такой густой тени русских ледоколов и Северного флота, что американцев нельзя будет пускать в нашу Арктику просто из соображений экологии. Или требовать от них переоборудования гальюнов на замкнутый цикл работы…
Какова же стратегия на будущее?
Стратегия начинается сегодня
Очень многозначительная фраза приводится в документе относительно ближайшего будущего: «Строительство серийных надводных кораблей (НК) и подводных лодок (ПЛ) по текущим проектам будет завершено к 2022–2025 годам. В этот же период будет начато создание головных надводных кораблей (в том числе дальней морской и океанской зон действия) и подводных лодок новых проектов».
То есть на самом деле программа строительства флота разбивается на два периода: до 2025 года — завершение текущих проектов (тех же уже начатых пяти «Бореев-А» или шести «Ясеней-М») — и после 2025 года, когда планируется строительство надводных кораблей океанской зоны и подлодок новых проектов.
Корабли дальней морской и океанской зоны — это очевидные крейсера, эсминцы и фрегаты водоизмещением свыше восьми тысяч тонн (по крайней мере, не меньше). Возможно, — споры идут ожесточённые, но военные показали уже макет на выставке «Армия-2015» — сюда же попадёт многоцелевой тяжёлый авианосец проекта 23000 «Шторм». Игрушка будет явно дорогущей: предполагают 350 млрд рублей — Центральная кольцевая автодорога в Подмосковье имеет сопоставимую стоимость. И уж тем более разорительным было бы стремление погнаться за американцами с их планируемыми 12 авианосцами. Но всё же в интересах той самой проекции силы хотя бы один подобный корабль точно необходим. Сто тысяч тонн водоизмещения, да с ледовым классом, позволяющим использование в той же Арктике, куда пароход довезёт до 90 многоцелевых истребителей Су-57, прикрытых корабельной версией С-500, — это будет серьёзная заявка.
Кроме того, в стратегии явно содержится намёк на возможность разработки эсминцев проекта 23560 типа «Лидер» — кораблей с ядерной энергетической установкой водоизмещением до 19 тысяч тонн, вооружённых универсальными корабельными стрельбовыми комплексами с десятками ячеек под ракеты «Калибр», «Оникс» или «Циркон».
Что касается подводного флота, то тут упорные разговоры ходят про атомные подводные лодки пятого поколения «Хаски». Судя по тому немногому, что говорят об этом проекте, это будет чудовище почище Годзиллы в Мексиканском заливе. Не по размерам — предполагается, что «Хаски» будут меньше «Ясеней», — а по могуществу. Это, правда, не могущество «Бореев» — стратегических ракетоносцев, способных сократить Штаты до нежизнеспособного состояния. Это будут охотники за подлодками и надводными кораблями. Этакие акулы, вооружённые противолодочными вариантами ракет «Калибр» и противокорабельными неотразимыми «Цирконами».
Ну а к ним в довесок, естественно, будут строиться корабли сопровождения, поддержки, снабжения. Никто не отказывается и от «москитного флота». Во всяком случае, в Стратегии оговаривается будущая постройка «кораблей, судов и плавсредств» водоизмещением свыше 80 тонн. То есть это всё, начиная от уровня речного трамвайчика. Но зато и количество впечатляет: всего до 2035 года судостроители должны изготовить для ВМФ России (а также на экспорт) 533 корабля, судна и плавсредства.
Продолжение будет.
Следующая похожая новость...