От «огульной демократии» к запретам – или свобода в обмен на пальмовое масло - «Происшествия»
Сегодня широко разошлась такая формулировка: «В СССР власть договорилась с народом: мы не воруем, вы не критикуете. В 1990-е: мы вволю воруем, вы вволю критикуете. Сегодня: мы вволю воруем, вы не критикуете».
Говорят, великая заслуга Путина в том, что он вернул стране величие, а гражданам – сытость. Мол в «святые 1990-е» все жили свободно, зато бедно. Не то что сейчас.
А ещё тогда Россия была слабой, и над ней все смеялись. Теперь же прежним юмористам уже не до смеха, и на нашу страну, раскинувшуюся на две части света, они смотрят с опаской. И это как раз то, что надо: боятся – значит, уважают.
Ну и чем ради всего этого пришлось пожертвовать? Тьфу, ерундой какой-то: правом безнаказанно хаять на кухне, то бишь в Интернете, власть.
По сути же 20 лет Россия кардинально сменила прежние смыслы – «огульной демократии» –и теперь живёт в логике тотального запретительства.
Помните, всё началось с дружного смеха по поводу запрета хамона и пармезана. Патриоты от души потешались над некими московскими хлыщами, которые было мысли возмутились, что им кушать будет нечего. Смех смехом, но то было только начало. И сейчас россияне с радостью питаются пальмовым маслом, либо втридорога переплачивают за нормальный продукт. Отечественный производитель, которого вся страна теперь вынужденно поддерживает своим кошельком, свои выгоды считать умеет – и похлеще, нежели в 1990-е.
А вдобавок ко всему – девятый вал всевозможных запретов, ограничений, камер, штрафов и т.п. Вот вспомните, сколько раз за последние годы правительство, Дума и даже отраслевые лоббисты выступали с инициативой что-то разрешить, смягчить, упростить, облегчить для простого человека? Наверное, ничего на ум не придёт: даже всякие амнистии на деле оборачиваются новыми поборами. Сейчас самые главные слова в российской политике и экономике – запрет, ужесточение, ограничение. Власть просто больна запретами.
А вот стало ли от всего этого жить лучше? Спорный вопрос.
К примеру, как уверяет статистика, в сравнительно благополучном 1997 году средняя зарплата в промышленности была всего 185 долл. в месяц. Теперь – 640 долл. Рост едва ли не вчетверо!
Благодать, не правда ли?
Ну, скажем так, правда не совсем. Во-первых, за 20 лет покупательная способность доллара несколько изменилась. Накопленная инфляция сделала своё дело. А потому в текущих ценах та зарплата эквивалентна уже 295 долл. То есть с учетом этой данности рост будет примерно двукратным.
Во-вторых, статистика 1990-х практически не умела считать «зарплаты в конвертах», чем грешили тогда практически все частные предприниматели и работодатели. Некоторые досчёты статистическое ведомство, конечно, делало. Но большинство экспертов полагают, что учитывалось далеко не всё, и фактические зарплаты отличались от номинальных примерно вдвое. Это нормальная оценка, если учесть, что даже сейчас – при плоской шкале НДФЛ и пристальном внимании мытарей – треть доходов россиян серые.
И с учётом всех этих поправок выходит, что реальные средние зарплаты если и подросли за 20 лет, то не сильно, где-то на 10-15%. Зато свобод, даже самых обычных, повседневных стало меньше, а пальмового масла и суррогатов – ощутимо больше. Да и с подлинным уважением России на мировой арене всё не так гладко…
Так стоило ли менять тогдашнее шило на нынешнее мыло?
? Источник: https://publizist.ru/blogs/107559/30763/-
Следующая похожая новость...